Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Февраль 2012 года

Пальцы, нужные для исполнения мордента

Пальцы, нужные для исполнения мордента

— При исполнении мордента не предпочтительнее ли пользоваться тремя пальцами, чем двумя?


 


  — Выбор пальцев для исполнения мордента зависит всегда от предыдущих нот или кла­виш. Так как непосредственно перед мордентом мы не можем поднять руку для перемены пальцев, ибо это означало бы резкий перерыв, то приходится пользовать­ся теми, какие окажутся «под рукой».


Подмена пальцев в морденте редко приносит какую-либо пользу, поскольку это препятствует достижению точности и ровности, так как, помимо всего прочего, каждому пальцу присущ свой собственный характер звука.

Аппликатура хроматической гаммы

Аппликатура хроматической гаммы


— Какая аппликатура хроматической гаммы наиболее способствует скорости и     точности?


 


— Большой палец правой руки всегда на ми и си, а левой — на фа и до; в промежутках упо­требляйте последовательно три или четыре пальца, че­редуя их так часто, как это будет удобно. Начиная длинную хроматическую гамму, подберите пальцы та­ким образом, чтобы можно было прийти наиболее есте­ственным путем к одному из вышеупомянутых промежу­точных пунктов.


Органная игра и фортепьянное туше

Органная игра и фортепьянное туше

 


— Правда ли, что ребенок, начинающий занятия музыкой с органа, извлекает намного лучший звук, чем тот, который начинает с фортепьяно, и не повре­дит ли фортепьянному туше, после двух лет основатель­ной работы на этом инструменте, параллельное обучение на фисгармонии?


— Вполне естественно, что ребенок способен извлечь из органа лучший звук, чем из фортепьяно, так как ка­чества этого звука зависят не от ребенка, а от органа. Если же цель ребенка — научиться игре на фортепьяно, то было бы неразумно позволять ему начинать с органа, потому что при этом такой существенный элемент, как искусство туше, останется совершенно неразвитым. И ес­ли даже его фортепьянное туше уже сформировалось, то оно легко может быть снова утрачено, если разрешить ребенку играть на органе.


 


 


15. АППЛИКАТУРА


             

Как влияет на пианиста игра на органе

Как влияет на пианиста игра на органе


— Вредна ли для «пианистического туше» попеременная игра на органе и


на фортепьяно?


 


— Поскольку на органе сила удара и различные ее градации не имеют абсолютно никакого значения, пианист, много играющий на органе, рискует утратить тонкость ощущения в пальцах при звукоизвлечении, что, естественно, не может не снизить вырази­тельных возможностей его исполнения.


 

Неумение играть двумя руками вместе

Неумение играть двумя руками вместе

 


— Мои учителя постоянно бранили меня за то, что моя левая рука забегает немножко вперед правой. Это, вероятно, очень дурная привычка, но я не замечаю, когда поддаюсь ей. Как мне от нее избавиться?


— Это так называемое «прихрамывание» — худшая привычка, какая только возможна в фортепьянной игре, и ваше счастье, что вы имеете учителя, упорствующего в своих усилиях побороть эту привычку. Существует лишь один путь избавления от нее, а именно: постоянное внимание к своей собственной игре и самое пристальное и бдительное вслушивание в нее. Вы, очевидно, впали в заблуждение, говоря, что вы не «слышите», когда «при­храмываете»; мне кажется более вероятным, что вы не слушаете. Слышать — это чисто физическая функция, действие которой не может прекратиться, пока вы бодр­ствуете, в то время как слушать есть акт вашей воли, назначение которого — ориентировать ваш слух.


 

Плотное и прозрачное легато

Плотное и прозрачное легато


— Я путаюсь в терминах «плотное  легато» и «прозрачное легато». В чем состоит разница?


 


Легато означает «увязанное вме­сте», взамен чего мы употребляем слово «взаимосвязан­ное». Два звука могут быть или взаимосвязаны или не связаны. Идея о различных родах легато есть чистый софизм, продукт гипертрофированного немузыкального анализа. Под «легато» я понимаю связывание звуков друг с другом посредством пальцев (на фортепьяно). Палец, извлекший звук, не должен покидать своей кла­виши до тех пор, пока звук, воспроизводимый следую­щим пальцем, не воспримется слухом. Это руководящее правило при исполнении мелодий и медленных пассажей. При быстрых пассажах, когда возможности слухового контроля уменьшаются, легато выполняется средствами более механическими в строгом смысле слова, тем не менее, всегда два пальца должны быть заняты одновре­менно. Не принимайте всерьез заумных подразделений легато. К слову «легато» нет множественного числа.


 


 


 


 


 


13. ТОЧНОСТЬ


 

Как выработать хорошее легато

Как выработать хорошее легато

 


—Советуете ли вы высоко поднимать пальцы? Мой учитель заставляет меня применять исключительно этот прием, но я замечаю, что в моей игре нет ни лега­то, ни спокойствия. Она почти всегда неровна.


— Сама постановка вопроса выражает ваше соб­ственное, и правильное, суждение по этому предмету. Такая игра «в воздухе» является лишь напрасной тратой энергии и не может дать хорошего легато. Наилучшее звучание легатного характера получается всегда в результате «прилипчивого и певучего» скольжения паль­цев по клавишам. Конечно, нужно следить за своим ту­ше для того, чтобы ваше «прилипание» не превратилось в «невнятность», а «скольжение» не обернулось «смазы­ванием». Если вам грозит такого рода беда, нужно на время увеличить высоту подъема ваших пальцев и придать больше силы их падению на клавиши. При по­стоянном самонаблюдении и внимательном вслушивании вы можете через некоторое время вернуться к скользя­щей манере игры. Это говорится вообще. Конечно, име­ются места и пассажи, относительно которых можно сказать совершенно противоположное моему совету; од­нако я все же думаю, что высокий взмах пальцев сле­дует применять скорее для некоторых специальных ха­рактерных эффектов, чем в качестве общего принципа.


 

Преимущество легато перед стаккато

Преимущество легато перед стаккато


— Чему следует отдавать предпочтение при тренировке — легато или стаккато?


 


— Отдавайте предпочтение легато, так как оно дает настоящую фортепьянную звучность и развивает технику пальцев, в то время как стаккато всегда имеет тенденцию вовлечь в работу всю руку. От игры же рукой не ждите никакой пользы для пальцев.


Для приобретения настоящего легато нет цены про­изведениям Шопена, хотя бы в обработках Годовского, которые никаким иным туше, кроме легато, не исполни­мы. Он писал их, так сказать, исходя из возможностей своей собственной руки, а его легато так совершенно, что вполне может служить образцом для кого угодно.


 

Назад 1 2 3 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос