Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Март 2012 года

Разбор новой пьесы

Разбор новой пьесы


— Когда учишь новое произведение, что предпочтительнее: работать сначала новой пьесы  обеими руками порознь или вместе?


 


— Когда вы впервые просматриваете новое произведение, нужно пользоваться по возможности обеими руками; это необходимо, чтобы получить хотя бы приблизительное умственное представление о нем. Если же техника играющего слишком недостаточна для этого, тогда, разумеется, надо разбирать каждой рукой отдельно.


 

Разучивание гамм

Разучивание гамм

 


— Считаете ли вы нужным разучивание учащимися на фортепьяно всех пятнадцати мажорных гамм или можно обойтись без энгармонических?


(То есть гаммы Фа-диез мажор, До-диез мажор и До-бемоль мажор (при наличии энгармонически совпадающих с ними гамм Соль-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и Си мажор).).


 


— Нужно изучить всё по этой части, чтобы выбрать из запаса выученного то, чего требуют обстоятельства. Учите все гаммы и упражняйтесь в них так, как они на­писаны, а затем также в терциях, секстах и октавах.


 

Разучивание гамм очень важно

Разучивание гамм очень важно


— Всегда ли обучение игре на фортепьяно должно непременно начинаться     с гамм?


 


— Приступать к гаммам нельзя до тех пор, пока не выработано хорошее пальцевое туше и не закончена полностью подготовка к действиям боль­шого пальца, играющим весьма важную роль в гам­мах.


Кроме того, я считаю работу над гаммами важной не только для пальцев, но и для дисциплинирования слуха в отношении чувства тональности, освоения интервалов и всего объема фортепьяно.


 

Счет вслух

Счет вслух

 


— Вреден ли для игры ученика счет вслух, то есть не может ли звук голоса     помешать надлежащему звучанию уда­ряемой ноты?


Игра холодными руками

Игра холодными руками


— Когда руки бывают холодными и скованными, нужно ли, чтобы разыграть их, сразу начать с трудных и утомитель­ных вещей?


— Заставляя себя играть вещи холодными руками, вы всегда подвергаетесь опасности перенапряжения, в то время как постепенной разминкой их вы успешно и безнаказанно добьетесь того же. Пока руки холодные, играйте осторожно, прибавляя силу и скорость только тогда, когда руки приобретут свою нормальную темпе­ратуру и эластичность. Это может занять полчаса или даже три четверти часа. Процесс этот можно ускорить, погрузив руки перед игрой в нагретую воду, но не сле­дует делать это слишком часто, чтобы не расслабить нервов рук (Еще проще разогреть руки, три-четыре раза хлопнув себя ими с размаху (от плеча) «в обнимку» или проделав несколько других энергичных гимнастических движений, убыстряющих кровообращение во всем теле. Думается также, что, начиная рабочий день с небольшого количества энергичных попыток с места в карьер, невзирая на состояние рук, одолеть какой-либо не­большой, но трудный пассаж, ученик и разогреется, и вообще «вой­дет в работу» гораздо раньше, чем успеет «перенапрячь» холодные руки. Рекомендуемое же Гофманом длительное (до трех четвертей часа) постепенное разыгрывание кажется мне менее целесообраз­ным не только из-за слишком большой потери времени, но и — что значительно важнее—потому, что расслабляет «рабочий ритм» занятий.).


 

Рояльная игра

Рояльная игра На рояле нажим левой педали смещает мо­лоточки в одну сторону, на такое расстояние, что вместо удара по трем струнам молоточек ударяет только по двум. (Лет пятьдесят или более тому назад у роялей имелось только по две струны на каждый звук, и когда при нажиме левой педали молоточки смещались, каж­дый из них ударял только по одной струне. С того вре­мени сохранился термин «ипа corda» — одна струна.) На пианино ослабление силы звука производится по­средством уменьшения амплитуды размаха молоточка.

Восемь часов занятий вместо четырех

Восемь часов занятий вместо четырех

 


— Буду ли я продвигаться быстрее, работая восемь часов вместо четырех, как теперь.


 


— Слишком долгая игра в один день оказывает часто отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов, работа плодотвор­на только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени. У одних эта способность к сосредоточенности истощается быстрее, чем у других; но как бы долго она ни сохранялась, ког­да она исчерпывается, всякая дальнейшая работа  становится подобной развертыванию свитка, который мы старательно свертывали. Займитесь самонаблюде­нием и, заметив ослабление интереса,— остановитесь. Помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной. Вниматель­ность, сосредоточенность, старательность делают излиш­ними всякие расспросы насчет того, сколько нужно работать.


 

Единственный целесообразный способ работы

Единственный целесообразный способ работы


— При чисто технической, то есть механической, работе можно ли держать на пюпитре и читать книгу или журнал?


 


— Этот вопрос может показаться весьма странным всякому, кто над этим не раздумывал, однако он законен; ибо мне достоверно известно, что такого рода преступление против самих себя совершает­ся многими. Я не в состоянии достаточно строго предо­стеречь учащихся против этой пагубной привычки. За­нимайтесь лучше вдвое меньше, но сосредоточенно. Да­же чисто механическая работа должна быть передана двигательным центрам мозга через посредство слуха и зрения для того, чтобы дать благоприятные технические результаты. Если мозг занят чем-нибудь другим, он делается невосприимчивым к впечатлениям от данной работы, и такого рода занятия являются совершенно на­прасной тратой времени. Нельзя не только читать, но и думать о чем-нибудь, кроме той работы, которая перед вами, если вы хотите добиться каких-либо результа­тов. Сосредоточенность—это первая буква в алфави­те успеха.


 

Время,  посвящаемое техническим упражнениям

Время,  посвящаемое техническим упражнениям

 


— Следует ли мне в целях продвижения вперед заниматься работой общего  характера или нужно сосредоточиться исключительно на технических упражне­ниях?


 


 — Чисто технические упражнения должны занимать четверть того времени, которое вы можете уделить ра­боте. Две четверти употребите на техническое освоение трудных пассажей, встречающихся в разучиваемых вами пьесах, а на протяжении последней четверти нужно вставить эти выученные пассажи на свое место в пьесах, чтобы во время разучивания и отработки деталей не потерять своего представления о пьесе в целом.


 

Утро – лучшее время для занятий

Утро – лучшее время для занятий


— Сколько времени должен я тратить на чисто техническую работу? Я занимаюсь три часа в день; сколько времени мне нужно работать подряд?


— Чисто технической работой, то есть работой паль­цев без участия ума и сердца, занимайтесь очень мало или не занимайтесь ею вообще, ибо она погубит вашу музыкальную одухотворенность (Кажущееся противоречие между этим и предыдущим ответом автора объясняется тем, что в данном случае Гофман имеет в виду всевозможные механические упражнения для укрепления или растя­гивания пальцев вроде «экзерсисов» Ганона или Пишны, «выстуки­ваний» и т. п., а не техническую работу над гаммами и этюдами (тем более—над пьесами), являющимися, по его мнению, музы­кой, требующей «участия ума и сердца».). Если, как вы говорите, вы работаете три часа в день, то я советую вам играть два часа подряд утром и час после полудня. Утро — всег­да лучшее время для работы. Не делайте длительных перерывов в ней, так как это может нарушить ваш кон­такт с фортепьяно, для восстановления которого потре­буется немало времени. После полудня, когда большая часть вашей ежедневной работы уже сделана, вы можете действовать с большей свободой, хотя и эта свобода должна быть ограничена надлежащими пределами.


 

Назад 1 2 3 4 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос