Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Апрель 2012 года

Черточка «тенуто» и ее действие

Черточка «тенуто» и ее действие

 


— Что означают короткие черточки под или над нотой или аккордом в отличие от стаккато или акцента? Влияют ли они на весь аккорд?


Черточка под или над нотой заменяет слово «tenuto» (изображаемое обычно сокращенно: «ten.»), что означает «держать», или, другими словами, быть особенно внимательным к тому, чтобы звуковая дли­тельность данной ноты была выдержана полностью. Эта замена употребляется обычно тогда, когда дело касается выдерживания одиночной ноты или одиночного аккорда.


 

Портаменто

Портаменто


— При исполнении нот, написанных следующим образом:  Портаменто,


можно ли допустить, чтобы пальцы как бы соскальзывали с кла­виш, или прикосновение обязательно должно быть плотным?


— Ноты, помеченные так, как показано выше, долж­ны быть сыграны таким образом, чтобы каждая слегка отделялась от последующей.


Лучшее туше для этого по­лучается при игре рукой — так, чтобы пальцы не подни­мались ни в суставах ни от кисти, а чтобы рука оття­гивала их вверх от клавиш.


 

Значение и применение «мотива».

Значение и применение «мотива».

 


— Что значит «мотив»? Что означает черточка над нотой? Какое руководство по обучению является лучшим для начи­нающего десятилетнего ребенка?


Мотив—это зародыш темы. Тема может быть образована путем повторений мотива или объединения нескольких мотивов; в ней могут также сочетаться оба эти способа. Самый известный пример построения путем  повторения мотива вы найдете в первой теме пятой симфонии Бетховена.


Черточка над нотой предписывает играющему выдер­жать пальцем полную стоимость данной ноты.


Самое лучшее «руководство по обучению» для ре­бенка — это хороший учитель, который не пользуется никакими руководствами по обучению, а передает свои знания ребенку, исходя из своего собственного внутрен­него сознания.


 

Сочинения, написанные в диезных тональностях

Сочинения, написанные в диезных тональностях


— Можно ли считать, что сочинения, написанные в диезных тональностях звучат более ярко, чем те, что написаны в бемольных? Принимают ли композиторы в расчет возможные модуляции при выборе тональности?


— Ответ на ваш вопрос зависит от того, рассматри­ваете ли вы музыку просто как игру звуков или же подходите к ней со стороны ее интеллектуального и психологического содержания. В первом случае способ написания — обозначить ли звук как до-диез
или как ре-бемоль — действительно не имеет значения. В послед­нем же случае вы должны будете признать необходи­мость музыкальной орфографии, предназначенной для ясной передачи звукового смысла и музыкальных мыс­лей тому, кто читает или играет произведение. Хотя в темперированной гамме и нет разницы между до-диезом и ре-бемолем, читающий ноты воспримет их как отлич­ные друг от друга отчасти из-за их связи с другими род­ственными гармониями. Это обычно и определяет выбор композитора в случаях энгармонического тождества. В правописании каждого языка вы найдете весьма удач­ные аналогии. В английском, например, имеются «to», «too» и «two»—слова, различное значение которых пе­редается только их написанием, а не произношением 


(Приведенные слова означают соответственно: «к»,  «слиш­ком», «два»; произносятся все три слова одинаково).


 

Зачем нужны два названия для „одной и той же" тональности?

Зачем нужны два названия для „одной и той же" тональности?


— Меня часто спрашивают: почему в музыке должно быть пятнадцать тональ­ностей вместо двенадцати (Имеются в виду тональности мажорные.), то есть отче­го не писать всегда в Си мажоре вместо До-бемоль мажора, в Ре-бемоль мажоре вместо До-диез мажора или наоборот?

Нотоносцы друг от друга независимы

Нотоносцы друг от друга независимы

 


— Влияет ли случайный знак в партии правой руки на  партию левой?


 


 — Так как фортепьянная музыка на­писана в форме партитуры, оба нотонос­ца независимы друг от друга так же, как партии в ор­кестровой партитуре. В случаях, где подозреваются опечатки, мы можем по одному нотоносцу сделать из­вестные выводы насчет другого, если эти выводы будут оправданы доминирующей гармонией. Как правило же, оба нотоносца независимы друг от друга в отношения случайных хроматических знаков.


 

Что означает случайный знак, взятый в скобки

Что означает случайный знак, взятый в скобки


— Скажите, пожалуйста, как надо исполнять аккорд или интервал, помеченные таким образом:


Что означает случайный знак, взятый в скобки


 


Что означает случайный знак в скобках?


— Аккорды, помеченные так, как показано выше, исполняются слегка арпеджированно, так же как в том случае, когда они помечены волнистой линией, если толь­ко указанный знак не обозначает присоединения данных нот к партии другой руки. Какое из этих двух значений имеется в виду, это вы легко поймете из контекста.


Случайные знаки в скобках являются просто предо­стережением, к которому прибегают некоторые компози­торы, когда появляется возможность сомнения в пра­вильности прочтения, вследствие возникающей на мгно­вение гармонической двусмысленности. Такие случайные знаки в скобках я находил пока что только в произве­дениях французских композиторов (В позднейших произведениях композиторов XX столетия эти знаки получили более широкое распространение.).


 

Дубль-диез, напечатанный по ошибке вместо дубль-бемоля

Дубль-диез, напечатанный по ошибке вместо дубль-бемоля


— Играя недавно одну оперетту, я обнаружил, что знак дубль-диеза  Дубль-диез, напечатанный по ошибке вместо дубль-бемоля употребляется также для обозначения дубль-бемоля. Правильно ли это?


 


— Возможно, это опечатка. Но если этот знак встретится повторно, советую вам, прежде чем счесть это за опечатку, точно удостовериться, не озна­чает ли он все же дубль-диеза.


 


 

Действие дубль-бемоля

Действие дубль-бемоля

 


— Как нужно играть октаву, написанную следующим образом:


Действие дубль-бемоля


— Так же как простой бемоль понижает ноту на пол­тона, так дубль-бемоль понижает ее на два полутона, то есть на целый тон.


 

«Ми-диез и си-диез» и дубль-бемоль

«Ми-диез и си-диез» и дубль-бемоль


Что означают диезы к ми и си и дубль-бемоль? Не имеют ли они только теоретическое значение?


 


— Их значение не теоретическое, а орфографическое (Противопоставление неправомерное, ибо орфография опреде­ляется теорией.).


 Вы смешиваете ноту до с клавишей того же названия. Си-диез играется на клавише, назы­ваемой до, но музыкальная функция которой весьма далека от ноты до.


То же самое можно сказать и о дубль-бемолях и дубль-диезах, ибо ре-дубль-бемоль играется на кла­више, называемой до, но не имеет никакого отношения к ноте до.
Это в точности соответствует омонимам в языке: «поласкать» и «полоскать»  (Этот пример подобран редактором настоящего издания вза­мен непереводимых на русский язык английских омонимов под­линника: «sow» (сеять)—«sew» (шить)—«so» (так).) звучит одинаково, но пишется по-разному в соответствии со смыслом того, что выражено этими словами.


 

Назад 1 2 3 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос