Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Май 2012 года

Баркарола Шопена

Баркарола Шопена

 


— В баркароле Шопена имеются трели, предшествуемые мелкими нотами. Должны ли эти трели исполняться со­гласно правилу Филиппа Эммануила Баха — так, чтобы мелкие ноты игрались за счет последующей ноты?


 


— Правило Филиппа Эммануила Баха — надежный руководитель, но не смешивайте правила с законом. Если вы достигли такого уровня, что имеете законные основания пытаться исполнить баркаролу Шопена, то вы должны чувствовать, что ваш индивидуальный вкус не уведет вас слишком далеко от истины, даже если побудит вас порой отклониться от правила.


 

Настроение и темп в Ля-бемоль-мажорном экспромте

Настроение и темп в Ля-бемоль-мажорном экспромте


— Каков темп (по метроному) экспромта Шопена Ля-бемоль мажор (Op. 29.) и  какую идею вложил в это сочинение    композитор?


     


— В различных изданиях метрономические обозначения даются по-разно­му, и я не верю ни в одно из них. Ваш темп будет в большой степени зависеть от состояния вашей техники.


Что касается второго вопроса, я могу сказать, что Шопен сочинял «музыку», которая — как вам извест­но — представляет собой мысли только в музыкальном смысле слова или касается чисто психических процес­сов, настроений и т. д. Характер этого экспромта пре­имущественно приветливый, добродушный, порой слегка окрашенный нежной грустью. Его не следует играть слишком быстро, так как он легко может утратить это последнее качество и прозвучит тогда, как упражнение Черни. Умеренный темп будет также способствовать вы­явлению многих очаровательных гармонических перехо­дов, которые при слишком быстром темпе могут пропасть.


 

Обаяние шопеновского туше

Обаяние шопеновского туше

 


— Какого рода туше было у Шопена?


 


— Ввиду того что описание его туше  потребовало бы слишком много места, я отсылаю вас к книге, из которой я полу­чил наиболее обстоятельные сведения по этому вопросу. Это «Жизнь Шопена» Фредерика Никса (Точное название этой книги: «Фридерик Шопен как человек и музыкант».), во втором томе которой на страницах 94—104  (Гофман указывает страницы по английскому изданию (Frederick Niecks. Frederick Chopin as a Man and Musician. Novello, Ewer and Со., London and New York, 1888). Книга Никса неоднократно переиздавалась как на английском языке (последнее издание вышло в 1901 г.), так и в немецком переводе (1890); на русский язык она не переводилась. В настоящее время существуют более новые работы, специ­ально посвященные вопросу об игре Шопена, например: Edith  Hipkins — «How Chopin played», Dent and Sons, London, 1937.)  вы найдете то, что хотите узнать — в той мере, в какой возможно передать очарование одного искусства через посредство другого.


 Поскольку вы, очевидно, интересуетесь Шопеном, я бы вам рекомендовал внимательно изучить оба тома этого превосходного биографического труда.


 

Что у Шопена самое лучшее?

Что у Шопена самое лучшее?


— Не назовете ли вы лучшие произведения Шопена, которые следует пройти тому, кто действительно хочет его знать?


 


3. МЕНДЕЛЬСОН


 

Достаточно хорошо играть несколько сонат

Достаточно хорошо играть несколько сонат

 


— Должен ли я играть все сонаты Бетховена, чтобы стать хорошим пианистом, или можно ограничиться опреде­ленным количеством их, и если так, то сколько именно вы бы посоветовали выучить?


— Так как разучивание всех сонат не обязательно дает гарантию, что все они будут хорошо исполнены, я думаю, что лучше играть одну сонату хорошо, чем мно­го сонат плохо. Сонаты Бетховена нужно рассматривать не как средство музыкальной муштровки, а скорее как музыкальные откровения. А так как не все они нахо­дятся на одинаково высоком уровне мысли, то и нет необходимости играть их все. Чтобы постичь стиль Бетховена и величие его мысли, достаточно овладеть шестью или восемью его сонатами; но уж по крайней мере этим-то количеством нужно действительно овладеть.

«Пасторальная» соната Бетховена

«Пасторальная» соната Бетховена


— Мой учитель называет сонату Бетховена ор. 28 «пасторальной». Я не нахожу ничего «пасторального» ни в одной из ее частей. Не потому ли это, что я ее не понимаю, или это название является чисто люби­тельской выдумкой?


Порядок разучивания сонат Бетховена

Порядок разучивания сонат Бетховена

 


— Я только-только начал добиваться осмысленной интерпретации музыки Бетховена. В каком порядке следует сейчас проходить его сонаты?


 


— Если вы действительно имеете по­хвальное намерение разучить для своего репертуара все сонаты Бетховена, то я думаю, что вы спокойно можете приняться за них в том самом порядке, в каком они  напечатаны, за исключением опуса 53 и «Аппассионаты», которые как в духовном, так и в техническом отноше­нии стоят в одном ряду с последними пятью. Впро­чем, в издании Штейнгребера в указателе к сонатам дано совершенно правильное расположение их в поряд­ке трудности.

О фугах Баха

О фугах Баха


— Считаете ли вы, что фугу Баха До-диез мажор трудно выучить на память, и советуете ли пользоваться вме­сто подлинника Ре-бемоль-мажорной аранжировкой?


— Такие незначительные различия меня никогда не беспокоили, и поэтому мне трудно ответить определен­но на ваш вопрос. Не раз уже отмечалось — хоть нико­гда и не объяснялось — то обстоятельство, что многим легче читать музыку, написанную в Ре-бемоль, чем в До-диез мажоре. Поэтому, если вы предпочтете изда­ние в Ре-бемоль мажоре, это облегчит вашу задачу. Воз­можно, что эта более доступная  версия  поможет вам оптически или зрительно в вашей работе по запо­минанию.


 


2. БЕТХОВЕН


 

Назад 1 2 3 4 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос