Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Июнь 2012 года

Быстрое запоминание и столь же скорое забывание

Быстрое запоминание и столь же скорое забывание


— Я запоминаю очень легко и часто, как говорит мой учитель, оказываюсь в состоянии играть пьесы на память раньше, чем вполне овладею их техническими трудностями. Но я так же быстро их забываю, так что  несколько недель спустя не могу вспомнить эти пьесы настолько, чтобы сыграть их совершенно без ошибок.


Что бы вы могли мне посоветовать для большей устойчи­вости памяти?


 


— Существует два основных типа памяти: одна очень подвижная—она быстро усваивает и так же быстро те­ряет; другая более неповоротливая в своем действии —­ она усваивает медленно, но сохраняет навсегда. Соче­тание обоих качеств встречается в самом деле очень редко (Способность быстрого и вместе с тем прочного запоминания встречается у одаренных людей чаще, чем полагает Гофман.); я никогда не слыхал о таком случае. Средство против забывания вы найдете в периодическом освеже­нии вашей памяти путем проигрывания (тщательного) каждые четыре-пять дней заученных вами пьес. Другого средства я не знаю, да и не вижу в нем необходимости.


 

Что делать, чтобы легко запоминать?

Что делать, чтобы легко запоминать?

 


— Я с большим трудом запоминаю музыку. Можете ли вы указать какой-нибудь способ для облегчения этого про­цесса?


 


— Каждому трудно удержать в памяти то, что не представляет для него интереса, тогда как то, что инте­ресует, запоминается легко. В вашем случае, я пола­гаю, требуется прежде всего пробудить в вас интерес к пьесам, которые вам предстоит играть. Этот интерес обычно приходит с более глубоким пониманием музы­ки; следовательно, ничто не может так помочь природной вялости памяти, как общее музыкальное образование.


Я не знаю специальных упражнений для памяти, так как никогда не имел в них никакой нужды. В конце кон­цов, лучший путь к запоминанию — это запоминание. Запоминайте одну фразу сегодня, другую завтра и т. д. до тех пор, пока память не окрепнет сама по себе от упражнения.


 

Наиболее легкий способ запоминания

Наиболее легкий способ запоминания


— Скажите, пожалуйста, какой способ запоминания фортепьянной пьесы является наиболее легким?


 


— Сначала сыграйте ее несколько раз очень тщательно и медленно, пока не сможете исполнить ее точно (не обращайте внимания на случайные останов­ки). Затем пройдите те места, которые показались вам особенно сложными, пока не поймете их строения. После этого отложите пьесу на целый день и попытайтесь про­следить в уме ход мыслей в ней. Если дойдете до «мерт­вой точки», удовольствуйтесь тем, чего достигли. Ваш мозг будет продолжать работу — подсознательно, как над загадкой, — все время пытаясь найти продолжение. Если в памяти окажется пробел, возьмите в руки ноты, посмотрите это отдельное место — но только его — и, по­скольку теперь связь восстановлена, продолжайте сле­дить в уме за ходом пьесы. При следующей остановке повторите эту процедуру, пока не дойдете до конца пье­сы, проследив ее развитие не в каждой детали, а в об­щих чертах.                


 Конечно, это еще не значит, что вы теперь можете играть пьесу на память. Вы только дошли до точки пере­хода от воображаемого к реальному, где начинается но­вого рода работа — перенесение на инструмент того, что усвоено мысленно. Попробуйте проделать это кусок за куском, заглядывая в ноты (которые должны быть не на пюпитре, а далеко от него) только тогда, когда па­мять совершенно отказывается действовать. Настоящая работа с нотами должна быть отложена на конец, и ее следует рассматривать как корректуру того, что запе­чатлелось в вашем сознании.


В целом процесс мысленного усвоения музыкальной пьесы напоминает фотографирование. Вырисовывание акустического изображения (звуковой картины) подобно проявлению в ванночке. Пробное проигрывание сходно с процессом «фиксации», противодействующей светочув­ствительности, а заключительная работа с нотами — это ретуширование.


 

Игра на память необходима

Игра на память необходима

 


— Абсолютно ли необходимо хороше­му исполнителю выучивать пьесы на память?


 


Игра на память необходима для свободы исполнения. Нужно держать в сознании и па­мяти всю пьесу в целом, чтобы уделять должное внима­ние ее деталям. Некоторые известные исполнители, ко­торые на концертной эстраде ставят перед собой ноты  (Гофман имеет в виду, в частности, известного французского пианиста Рауля Пюньо (1852—1914).), играют, тем не менее, на память. Ноты они берут с собой лишь для того, чтобы чувствовать себя более уверенно и противодействовать недостаточному доверию к своей памяти — особому виду нервозности.


 

Значение слова «токката»

Значение слова «токката»


— Каково значение слова «токката»?  Я не нашел его в итальянском словаре, а английские музыкальные словари силь­но расходятся в своих определениях. Ни одно из этих определений, по-видимому, не подходит к токкате Шаминад (См. примечание  на стр. 144.).


— Для полной ясности позвольте мне, прежде всего, сказать, что «кантата» (от cantare —
петь) означала в старину музыкальную пьесу для пения, в то время как «сонатой» (от suonare — играть) называлась пьеса для музыкального инструмента; «токката» же обозначала пьесу для клавишных инструментов, таких как орган или фортепьяно и его предшественники, специально предназначенную для демонстрации искусства удара (от toccare — касаться, ударять) или, как мы бы теперь сказали, пальцевой техники. Первоначальное значение этих терминов изменилось, и теперь ими обозначаются определенные формы, как например современная кан­тата или соната.


Под токкатой в настоящее время понимается пьеса в постоянном и равномерном движении, очень напоминаю­щая сочинения под названием «moto perpеtue», или «веч­ное движение», хорошим примером которых является   «Вечное движение» Вебера (Финал его первой фортепьянной сонаты До мажор ор. 24.).


Не сомневаюсь, что ток­ката Шаминад, которая мне не известна, написана в таком же духе.


ПАМЯТЬ


 

Какая разница между мажорной и минорной гаммой

Какая разница между мажорной и минорной гаммой


— Какая разница между мажорной и минорной   гаммами?


 


— Мажорная гамма имеет мажорные минорной  третью и шестую ступени, в то время как минорная имеет минорные третью и ше­стую ступени и повышает свою седьмую ступень до седьмой мажорной при помощи случайного знака—диеза при чистой ноте и бекара при ноте с бемолем.


Если вы начнете мажорную гамму с ее шестой сту­пени и, приняв последнюю за первую ступень минорной гаммы, повысите седьмую ступень, вы получите минор­ную гамму, в которой, однако, допустимы многие из­менения в мелодических (но не гармонических) це­лях.

Существует только одна минорная гамма

Существует только одна минорная гамма

 


— Какая из минорных гамм настоящая — мелодическая или гармоническая? Мой учитель настаивает на гармониче­ской, но, по-моему, она звучит пресквер­но. Не будете ли вы добры рассказать мне что-нибудь об этом?


— Существует только одна минорная гамма, а имен­но та, на которой строятся аккорды ее тональности, та, на которой разумно настаивает ваш учитель. Так назы­ваемая мелодическая минорная гамма не дает ника­ких новых интервалов вашим пальцам, термин же «ме­лодическая минорная гамма» применяется к той форме отклонения от истинной гаммы, какая наиболее часто употребляется, но ни в коем случае не является единственно возможной или единственно встречающейся в практике.


 


 

Различие между мажорными и минорными гаммами

Различие между мажорными и минорными гаммами


— В чем различие между мажорной и минорной гаммой? Заключается ли оно  в расположении полутонов, или в характере, или в том и в другом?


 


— Существуют три различия: во-пер­вых, в расположении полутонов; во-вторых, в характе­ре и, в-третьих, в том, что минорная гамма допускает множество видоизменений в мелодических целях, кото­рые невозможны в мажорной.


 

Учащийся, который хочет сочинять

Учащийся, который хочет сочинять

 


— Укажите мне, пожалуйста, лучший  способ обучения композиции Какое самое лучшее пособие в этой области, по которому я мог бы обучаться?


— Прежде всего научитесь писать ноты. Лучшей практикой для этого является переписывание всякого рода нот. Затем пройдите гармонию. Вслед за этим изу­чите различные формы контрапункта. Потом перейдите к канону во всех его видах и интервалах. Возьмитесь за фугу. Затем изучайте формы, пока не научитесь их чувствовать.


Книг для каждого из этих этапов обучения сущест­вует множество, но лучше всяких книг — хороший учи­тель.


 

Должны ли учащиеся-пианисты пытаться сочинять музыку?

Должны ли учащиеся-пианисты пытаться сочинять музыку?


— Можно ли мне, помимо занятий на фортепьяно, пытаться сочинять музыку, если я чувствую склонность к этому и думаю, что обладаю для этого некоторым   талантом?


 


— Создавая что-либо, вы всегда об­легчите себе труд воссоздавания, чем, по существу, и яв­ляется исполнение музыкального произведения. Поэ­тому я советую каждому, кто чувствует в себе способ­ность создать хотя бы скромную маленькую пьесу, по­пробовать свои силы на этом поприще. Конечно, если вы можете написать только тустеп, это еще не значит, что вы сумеете воспроизвести сонату Бетховена; однако в сонате могут оказаться мелкие детали, которые прояс­нятся в вашем сознании быстрее, когда вам придется иметь дело с техническим актом занесения на бумагу то­го, что создал ваш ум; одновременно вы совершенно избавитесь от того чувства, будто каждое новое произве­дение, к которому вы приступаете, является чем-то абсо­лютно посторонним и чуждым.


Не истолкуйте этого, однако, как поощрение писать тустепы!


 

Назад 1 2 3 4 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос