Remuz.ru - Уроки музыки » Материалы за Июль 2012 года

Не поздно начать и в двадцать пять лет

Не поздно начать и в двадцать пять лет

 


— Считаете ли вы невероятным или невозможным овладение фортепьяно, если начинающему двадцать пять лет?


 


— Ни то, ни другое. Ваш возраст в некоторой степени затруднит работу, потому что по чис­то физическим причинам эластичность пальцев и кис­тей развилась бы гораздо быстрее, будь вы на десять лет моложе. Если, однако, вы наделены большими му­зыкальными способностями, то, рассуждая отвлеченно, вы можете добиться лучших результатов, нежели более молодой человек меньшего дарования. В преодолении трудностей, обусловленных поздним началом, вы найде­те большое внутреннее удовлетворение, и ваши дости­жения непременно станут для вас источником радости.


 


УЧИТЕЛЯ, УРОКИ И МЕТОДЫ


 

Возраст учащегося не существенен

Возраст учащегося не существенен

 


— Я человек уже не первой молодости и не имею возможности брать больше одного часового урока в неделю и ра­ботать более трех часов в день. Советуе­те ли вы мне все же начать заниматься на фортепьяно?

Начало музыкального обучения ребенка

Начало музыкального обучения ребенка


— В каком возрасте должен ребенок музыкального начинать занятия инструментальной музыкой? Если моя дочь (шести лет) будет учиться на скрипке, должна ли она по­святить сперва несколько лет фортепьяно или наоборот?


— Обычный возраст для начала занятий музыкой — между шестью и семью годами. Пианист едва ли нуж­дается в обучении на другом инструменте, чтобы стать вполне законченным музыкантом, но скрипачи, равно как и исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностя­ми в своем общем музыкальном развитии, если не при­обретут, так сказать, ориентировочного знакомства с фортепьяно.


 

«Окраска» различных тональностей

«Окраска» различных тональностей

 


— Может ли одна тональность быть более (или менее) богата или мелодична, чем другая? Не является ли такое представление ошибочным?

Хорошо темперированная фортепьянная гамма

Хорошо темперированная фортепьянная гамма


— Действительно ли существует на  фортепьяно разница в три восьмых тона  между ля-диезом и си-бемолем?


— На фортепьяно такой разницы нет. Но с акустической точки зрения она существует (Однако не в три восьмых тона, а гораздо меньше (примерно в пределах от одной восьмой до одной десятой части тона).). Од­нако мне бы не хотелось терять времени на разъясне­ние этого вопроса, поскольку равномерно темперирован­ная гамма принята повсюду и любое произведение со времен Баха и до наших дней задумано и написано в этой гамме.


 

«Международный» фортепьянный строй

«Международный» фортепьянный строй

 


— Какой фортепьянный строй лучше — «концертный» или «международный»?   


— Безусловно, «международный», по­тому что он позволит сочетать ваше фортепьяно с любым другим инструментом, независимо от его происхождения. Кроме того, международный строй был установлен в Париже еще в 1859 году правитель­ственной комиссией, включавшей таких людей, как Обер, Галеви, Берлиоз, Мейербер, Россини, Амбруаз Тома, и многих физиков и армейских генералов (Сведения, сообщаемые автором, не совсем точны: помимо названных шести композиторов, в комиссию входили два физика, один генерал и три правительственных чиновника.). Из этого вы легко можете заключить, что при определении того, что ля во втором промежутке нотоносца в скрипичном клю­че должно иметь 435 колебаний в секунду, были долж­ным образом учтены требования музыки всех групп — вокальной, инструментальной, струнной, духовой, мед­ной, деревянной.


 

Международный строй

Международный строй


— Что понимается под «строем» в отношении звучания фортепьяно? Говорят, что одно фортепьяно настроено ниже дру­гого. Может ли в самом деле ми
на од­ном фортепьяно звучать, как фа на другом?


— Да, может, если инструменты не будут настроены одинаково. Только недавно установлен международный строй, принятый везде, за исключением Англии. В  международном строе ля в промежутке между второй и третьей линейками в скрипичном ключе (То есть ля первой октавы.) совершает 435 колебаний в секунду (В настоящее время повсеместно принят строй, предложен­ный лондонской международной конференцией 1939 г.; согласно этому строю вышеназванное ля
имеет 440 колебаний в секунду.).


 

Какова должна быть цель занятий

Какова должна быть цель занятий

 


— Как узнать, достаточен ли наш талант, чтобы наверняка вознаградить нас цель занятий  после того, как мы столько лет труди­лись над его развитием?


— Наслаждение и интерес, какие доставляет самый процесс работы, —в этом должно состоять вознаграж­дение человека. Не думайте так много о конечной цели своей работы. Не форсируйте ее только ради того, что­бы стать великим артистом. Предоставьте провидению и будущему определить ваше место в музыке. Занимай­тесь серьезно и с интересом, ища наслаждения в тру­де, а не в том, чего достигнете посредством его.


 


СТРОЙ И РОДСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ


 

Чем вреден рэг-тайм   

Чем вреден рэг-тайм   


—Считаете ли вы, что исполнение со­временных пьес типа рэг-тайма (Рэг-тайм—жанр «синкопированной» фортепьянной музыки, получивший в начале XX столетия большое распространение в США; предшественник джаза.) действительно вредно для учащегося?


 


— Да, конечно, если только это не де­лается ради забавы; хотя даже такое настроение может  быть выражено с большим вкусом. Контакт с вульгар­ностью не может не принести вреда, какую бы форму вульгарность ни принимала, — касается ли это литерату­ры, личности или музыкального произведения. Зачем разделять музыкальную трапезу с теми, кому в силу воспитания или обстоятельств недоступно что-нибудь лучшее? Вульгарное побуждение, породившее рэг-тайм, не может вызвать в ответ благородного порыва, так же как «бульварные романы» не способны пробудить благо­родные инстинкты.


Наблюдая, как подметают улицу, рискуешь запы­литься. Но помните, что пыль в уме и в душе удаляет­ся не так легко, как пыль на одежде.


 


КОЕ-ЧТО ОБ ЭТИКЕ


 

Музыка, с которой вы имеете дело

Музыка, с которой вы имеете дело

 


— Должен ли я упорно исполнять классические произведения, если предпочитаю играть танцевальную музыку?


 


— Если вы хотите, чтобы в вашей по­вседневной жизни вас считали человеком, принадлежа­щим к хорошему обществу (В подлиннике: леди или джентльменом.), то вы должны быть разбор­чивы в отношении круга людей, с которыми вы общае­тесь. Так же обстоит дело и в музыкальной жизни. Бели вы вращаетесь в кругу благородных мыслей, составляю­щих содержание хорошей — или, как вы ее называете, классической — музыки, вас отнесут к более высокой категории (В подлиннике: к высшему классу.) в мире музыки. Помните, что нельзя пройти через мельницу, не запылившись.


Разумеется, не все танцевальные пьесы плохи; одна­ко в своей массе они настолько убоги, если не вульгар­ны, что едва ли заслуживают название «произведений». Обычно это просто «образчики» дурного вкуса. Я пре­достерегаю вас от них в ваших собственных интересах, и если вы хотите избежать опасности смешения хороше­го и дурного в этой области, то лучше вовсе воздержать­ся от такой музыки. А уж если дело идет о танцеваль­ной музыке, то неужели вы никогда не слышали о вальсах и мазурках Шопена?


 

Назад 1 2 3 4 Вперед

Друзья сайта

  Рекомендуем смотреть фильмы онлайн

Опрос